Статьи о Геленджике, об отдыхе, о туризме.

07-05-2011

Царская дорога в районе Геленджика!

Город Геленджик, как город стал развиваться после завершения строительства дороги. Дорога существенным образом повлияла на развитие наших черноморских городов в конце IXX - начала XX веков...
Вот и найдем так сказать с чего начинался этот нынешний Геленджик и другие города черноморского побережья!

Задача: найти старую царскую дорогу в районе Геленджика! По традиции представляю первым на своем сайте неизвестные эксклюзивные материалы! Неизвестный Геленджик!

Исторические исходные данные: Новороссийско-Сухумское шоссе.

Начало строительства 1887 г.вошла в эксплуатацию в 1891-1892г.г. Построена всего за 5 лет!

В эти годы в России разразился экономический кризис, который привел к массовой безработице. Чтобы хоть как-то разрешить проблему лишней рабочей силы, правительство организовало общественные работы для строительства столь необходимой магистрали. Несколько лет безработные, съехавшиеся со всей России, день и ночь прокладывали дорогу в сложнейших горных условиях. Протяженность трассы тогда составила около 530 км. Сами рабочие назвали новую дорогу «Голодное шоссе». Несмотря на столь грустное название, именно эта транспортная артерия оживила все Черноморское побережье.

С завершением строительства возможности для путешествия по Кавказскому Причерноморью расширяются. Появляется сервис. Вдоль трассы в наиболее значительных населенных пунктах -Новороссийске. Туапсе, Сочи открываются гостиницы и рестораны. Расцветает торговля. Целые семьи начинают жить на доходы, полученные от продажи туристам сувениров и изделий местных мастеров — холодного оружия, предметов из самшита, мужской и женской национальной одежды.

Развитие региона привело к тому, что в мае 1896 г. из состава Кубанской области была выделена Черноморская губерния с центром в городе Новороссийск. В состав новой административной единицы вошли Новороссийский, Сочинский и Туапсинский округа (Геленджик получил статус города только в 1915 г.) . Это была самая миниатюрная губерния Российской империи. На момент образования в ней проживало всего-то 57,5 тысяч человек.


Современная история Геленджика начинается во времена окончания очередной русско-турецкой войны, когда, получив от Турции новые земли, Россия для охраны Черноморского побережья Кавказа строит более 20 фортов, крепостей и укреплений, образовавших Черноморскую береговую линию. Первое из них было возведено в августе 1831 года на берегу Геленджикской бухты. Геленджик в 1836 году представлял собой маленькую крепость, плохо ограждённую от нападения неприятеля. Она просуществовала до 1854 года. В марте 1854 из Новороссийска прибыли транспортные суда, укрепления Геленджика были взорваны, жилища сожжены. Геленджикское укрепление было покинуто русскими и вскоре занято горцами. Но в июле 1857 года русские снова заняли крепость, вытеснив горцев. В мае 1864 года Кавказская война окончилась, и на месте крепости основалась станица Геленджикская. В конце XIX века Государственным советом России было принято решение о прокладке Новороссийско-Сухумского шоссе, которое должно было коренным образом улучшить жизнь на Черноморском побережье Кавказа. В 1887 году началось строительство Новороссийско-Сухумского шоссе, в 1891 году оно дошло до Геленджика. Станица стала расти. Стали выделять в отличие от других сёл природные достоинства Геленджика: благоприятный климат, красивую и удобную бухту, сравнительно ровное место.

Таманская армия.
Сформирована в Геленджике 27 авг. 1918 по решению воен. совета представителей частей сов. войск, оказавшихся отрезанными белогвардейцами на Таманском п-ове.
Состояла из 3 колонн (8 полков, 1 батальон, неск. отд. отрядов).
Таманская армия была сформирована из красноармейцев, сражавшихся ранее на Таманском полуострове против белогвардейцев и немецких интервентов и оказавшихся отрезанными после оставления Красной Армией 16 августа Екатеринодара (ныне Краснодар). Командармом был избран И. И. Матвеев, его заместитель командир 1-й колонны Е. И. Ковтюх, начальник штаба Г. Н. Батурин, комиссаром Н. К. Кича. В Таманскую армию (30 тыс. чел.) вошли также рабочие Новороссийска и матросы потопленных в июне 1918 кораблей Черноморского флота.

Новороссийск: 23—30 апреля 1918 в Новороссийск увели большую часть Черноморского флота из Севастополя. Немцы находясь в Севастополе требовали вернуть флот, что значило потерять его.

24 мая В. И. Ленин вынес резолюцию затопить Черноморский флот немедленно. В это время в Новороссийске присутствовали немецкие подводные лодки и авиация. Немцы пристально следили за судьбой флота.

28 мая в Новороссийск направлен И. И. Вахрамеев заместитель народного комиссара по морским делам для выполнения приказа о потоплении флота. До 13 июня потопить флот так и не удалось. Контрреволюционное офицерство готовило флот к переходу в Севастополь.

17 июня вышли из бухты и встали на рейд несколько судов. Это событие послужило толчком к затоплению оставшихся судов экипажем. 18-19 июня Черноморский флот был затоплен в Цемесской бухте.

28 июня в Новороссийск вошла германо-турецкая эскадра. Были освобождены немецкие и австрийские военнопленные. Из порта уведены почти все транспортные и торговые суда.

1918, 26 августа — город переходит под контроль белогвардейцев и интервентов. белогвардейцы учинили расправу над оставшимися в городе красноармейцами. Назначен губернатор Черноморской губернии. Заводы и фабрики города остановлены.

1919 март в Новороссийске начинает действовать подпольный комитет РКП(б). Красноармейцы ведут активную партизанскую войну. Красные заняли Анапу и Геленджик.

12 марта 1920 г. белые части начали посадку в пароходы для эвакуации. Генерал Деникин на миноносце «Цесаревич Георгий» из порта Новороссийск покинул Россию.

Уже 1 мая 1920 г. в Новороссийске не осталось белогвардейцев и проходит первомайский парад.



...За Таманской Армией армией из Геленджика в сторону Туапсе в 1918 году по Новороссийско - Сухумскому шоссе двигалась 25-тысячная масса беженцев, что крайне затрудняло её действия. Поход проходил в сложной боевой обстановке: 1-я колонна шла в авангарде, очищая путь от войск меньшевистской Грузии; 2-я колонна
27 авг.— 17 сент. совершила героич. поход и соединилась в станице Дондуковская с гл. силами Кр. Армии Сев. Кавказа.

Поход 1918г.

Поход советских войск с Таманского полуострова проходил через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа в августе — сентябре 1918. За армией двигалась 25-тысячная масса беженцев, что крайне затрудняло её действия. Поход проходил в сложной боевой обстановке: 1-я колонна шла в авангарде, очищая путь от войск меньшевистской Грузии; 2-я колонна отбивала нападения белоказаков из горных ущелий; 3-я колонна вела арьергардные бои с деникинцами; испытывалась острая нужда в боеприпасах, продовольствии и медикаментах. 28 августа 1-я колонна заняла Архипо-Осиповку, а 1 сентября — Туапсе, разгромив грузинскую пехотную дивизию и захватив 16 орудий, 10 пулемётов и значительное количество боеприпасов. 2 сентября 1-я колонна выступила из Туапсе через отроги Главного Кавказского хребта на Хадыженскую. Отразив атаки белогвардейских частей генерала В. А. Покровского в районе Хадыженской и Пшехской, части 1-й колонны 12 сентября освободили Белореченскую. 14 сентября после подхода 2-й и 3-й колонн таманцы прорвали оборону белых севернее Белореченской и 18 сентября в Дондуковской соединились с главными силами Красной Армии Северного Кавказа, включившись в её борьбу с деникинцами. 26 сентября 1-я колонна захватила Армавир.

Дальнейшая история Таманской Армии

После соединения с главными силами Красной Армии, командарм Таманской Армии И.И.Матвеев был смещен с должности и 8 октября 1918 г., расстрелян по приговору военного трибунала в г. Пятигорске. В дальнейшем колонны армии были реорганизованы в 2 пехотные дивизии, 3 кавалерийских полка и 1 артиллерийскую бригаду. В октябре — ноябре 1918 г. Таманская армия вела упорные бои в районе Ставрополя. 3 декабря 1918 г. Таманская армия была награждена Почётным Красным знаменем ВЦИК РСФСР. В декабре её остатки были реорганизованы в 3-ю Таманскую стрелковую дивизию, которая в январе — феврале 1919 г. под натиском превосходящих сил противника отошла в район Астрахани и была расформирована.

Современные Ориентиры:

-Исторические данные выше;
-Название одной из улиц Геленджика: ул. Серафимовича. Серафимович описал поход Красной Армии в художественном произведении «Железный поток» (1924 г.). По книге снят одноименный советский х/ф (1967г.), часть фильма снимали в районе Геленджика.

Рисунок

Ищите в ин-ете и смотрите Фильм 1967 года «Железный поток»


-Памятник на трассе.
Итак без труда находим на трассе Геленджик - Сочи между поселками Возрождение и Михайловский перевал памятник.

Рисунок


Рисунок

 

 



GPS координаты:
"удалено владельцем интернет ресурса" 

Читаем на нем соответствующую табличку, на табличке написана не совсем правда: не было на данном месте шоссе в августе 1918 года. Наша задача найти эту старую царскую дорогу или хотя бы её следы.
Обходим памятник, и спускаемся в лес в горное ущелье с трассы. По пути встречаются, казалось бы, обычные булыжники удивительно правильной формы.



Рисунок



... смотрим внимательно вокруг... и там таких "булыжников" в лесу нашел целых две кладки за короткое время! (150 – 200 метров вниз от трассы в ущелье это по GPS - навигатору и по карте, реально из - за крутизны спуска и подъёма показалось больше)

Это есть то самое, точней его остатки: историческое Новороссийско – Сухумское шоссе! ("Голодное шоссе"!)



Рисунок

 Рисунок

 Рисунок

Рисунок

 Рисунок

 Рисунок

Рисунок

 Рисунок

 Рисунок



Старый мост царской постройки №1  "удалено владельцем интернет ресурса"

Старый мост царской постройки №2  "удалено владельцем интернет ресурса" 

Над данными «мостами» сверху еще возможно угадать старую заброшенную дорогу по горизонтальной площадке и невысоким зарослям (Каменная кладка не дает корням деревьев разрастаться в полную силу). Далее вправо – влево от «старых мостов», где нет искуственной кладки дорога уже не просматривается из – за размытия оврагами и временем…природа взяла своё и победила - труднопроходимый лес.



Рисунок

Рисунок

 Рисунок



Поднимаемся снова на трассу, далее едем/идем примерно 650 метров от данного поворота – выезда на современную трассу и находим  координаты "удалены владельцем интернет ресурса"

Это выход и слияние старого Новороссийско – Сухумского шоссе с его современным вариантом. Идем по старой дороге от приметного Большого Камня возле мостка.

 

Рисунок



(к неприметному мостку мы еще вернемся) по старой дороге далее вглубь леса насколько это возможно, параллельно современной трассе, которая проходит теперь несколько выше.



Рисунок



GPS координаты Большого Камня:  "удалены владельцем интернет ресурса" 

Фото Большого Камня.


Рисунок

Рисунок

 Рисунок

 Рисунок

Рисунок

 Рисунок

 Рисунок

 Рисунок



Рекомендую обойти и посмотреть – место живописно само по себе, да и надписи на камне интересные…

Если Вы достаточно внимательны, то сможете найти вот такие старые, если не сказать уже древние инженерные сооружения.



Рисунок

 Рисунок

 Рисунок

 Рисунок



Если Вы не так внимательны как я, то вот готовые координаты одного из Старых Мостов "удалены владельцем интернет ресурса" 

Выше я обещал вернуться к первому мостику…

 спускаемся в русло реки – ручья под ним и… находим следы старой кладки… когда то здесь так же был мостик, подобный сфотографированным выше.



Рисунок

 Рисунок


_______________________________________________
Исторические изыскания в Интернете и на местности проводил владелец сайта ANDREYSMORYA.RU фото в тексте автора.

Надеюсь кого то я чем то удивил и рассказал и показал что то интересное. Вот такая вот далеко неполная история скрывается за казалось бы примелькавшимся и обычным памятником, на который до данного исследования уже и рукой можно сказать махнули! Не проезжайте мимо! Обычная дорога может связывать не только населенные пункты, но и настоящее с прошлым... лично я теперь к даному памятнику, зная какая за ним история отношусь иначе и не воспринимаю его как простой старый советский очередной памятник "красным"....


Рисунок



А Вам слабо рассказать и показать мне в районе Геленджика что то, чего я не знаю и не видел?... То же Новороссийско – Сухумское шоссе идет по району Геленджика километров 100! Я нашел и показал только старо историческую его мизерную часть… дорога между прочим строилась на в буквальном смысле костях в конце 19 века (людей там погибло на строительстве - никто уже не скажет сколько, заросли не только могилы строителей, но и сама дорога)… и по этой дороге и по тем костям одна только Таманская Армия в количестве (вместе с беженцами) свыше 50 тысяч человек прошла… так что думаю там много чего можно было бы найти интересного и любопытного… и не только ржавые подковы...


Рисунок

Рисунок


На фото подкова "лошадинная" и... «лимонка французкая» (французская осколочная граната F-1 модели 1915 года)... найдено в районе "старой заброшенной дороги"...эхо войны... и привет из прошлого...

В общем: чтобы помнили!

P.S. Требуются кап. ремонт памятника, а так же добровольцы и энтузиасты для расчистки и уборки мусора в лесу для освобождения прохода к "старой дороге", возле памятника на автостоянке рядом желательно установить хотябы мусорный контейнер, о туалетах можно пока и немечтать - несмотря на то что дорогу после 19 века перенесли и несколько улучшили... туалетов цивилизовнных как и прежде, в 19 веке на данной трассе нет...

Источник: ANDREYSMORYA.RU


Количество показов: 9287

Возврат к списку

(Голосов: 11, Рейтинг: 3.92)

Материалы по теме:



РЕКЛАМА: