Статьи о Геленджике, об отдыхе, о туризме.

03-02-2008

Геленджикскому Норд-Осту исполнилось 160 лет

У боры - юбилей


13 января исполнилось 160 лет с того дня, когда наш новороссийский норд-ост стал известен всей России. Тогда погибло 57 моряков. Норд-ост – наше местное название, точно отражающее сущность и направление этого губительного ветра. Вне пределов Новороссийска его чаще называют борой, название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра Борея. Бора – это местный штормовой холодный ветер, дующий вдоль горного склона в сторону моря и формирующийся преимущественно зимой. В мире всего несколько мест, где наблюдается это природное явление: кроме Новороссийской бухты - это северное побережье Адриатического моря, озеро Байкал и архипелаг Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Вертикальная мощность боры не превышает 300-600 метров, поэтому сила ветра может достигать 50-60 метров в секунду, а это уже ураган!

Бора, о которой идет речь, началась еще в ноябре 1847 года и длилась почти два месяца. 13 января 1848 года ветер достиг ураганной силы. В это время в Цемесской бухте находились на стоянке восемь кораблей Черноморского флота, принадлежащих войскам Кавказского корпуса и ведущих крейсерство у берегов Абхазии. Старшим морским начальником на новороссийском рейде был контр-адмирал П.Н. Юрьев. Ураганный ветер обрывал якорные цепи и швартовы, срывал обледеневший такелаж. На корабли обрушились массы брызг морской воды, мгновенно превращавшиеся в лед из-за минусовой температуры воздуха. Ветром были сорваны с якорей и выброшены на берег фрегат «Мидия», корвет «Пилад», бриг «Паломед», пароход «Боец», транспорт «Гостагай». Корабли покрывались многотонными ледяными панцирями, их экипажи вели борьбу с обледенением. Экипажи оставшихся на плаву шхуны «Смелая» и брига «Аргонавт» одновременно со скалыванием льда для облегчения кораблей выбрасывали за борт обледеневший и запасной такелаж, различные грузы. И хоть оба судна оказались притопленными, получили массу серьезных повреждений, они устояли на своих местах и остались на плаву.

Больше всех не повезло экипажу тендера «Струя». Несмотря на отчаянные усилия моряков, обледенение достигло критической точки: корабль потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Погибла вся команда: 4 офицера и 48 матросов. Кроме того, погибли 5 матросов с опрокинувшейся шлюпки брига «Паломед», многие моряки эскадры получили обморожение, увечья и травмы. Гибель 57 моряков и выход из строя целой эскадры военных кораблей стали известны всей стране, а смертоносная бора, ставшая этому причиной, обрела зловещую общероссийскую известность. Более того, затормозила почти на 40 лет развитие новороссийского порта, поскольку все дальнейшие попытки его расширения делались с оглядкой на гибель черноморской эскадры 13 января 1848 года.

Что можно противопоставить боре? Существовал проект сквозных тоннелей на склонах Маркотхского хребта, что, по мнению его авторов, должно значительно уменьшить силу норд-оста в районе Новороссийска. Может, это и так, но требуются колоссальные затраты, на которые сегодня никто не хочет идти. Но создана система раннего оповещения о грозящем норд-осте. И это единственный на сегодня реальный шанс до минимума сократить ущерб от стихии и защитить мореплавателей от грозной опасности.

Источник: Евгений Орлов, вице-адмирал, председатель новороссийского Морского собрания, опубликовано в Наш Новороссийск


Количество показов: 5640

Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.38)

Материалы по теме:



РЕКЛАМА: